Много в мире профессий разных! Много творческих и даже опасных. Но одна из самых важных - учитель начальных классов!

понедельник, 6 февраля 2023 г.

Функциональная грамотность учащихся

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы от 26 декабря 2017 г.).

       
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных  задач в различных сферах человеческой деятельности.
                                                                                                                             А. А. Леонтьев.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью
  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Преимущества функциональной грамотности:
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Из чего состоит функциональная грамотность?
  1. Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
  2. Математическая грамотность - это способность  определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
  3. Естественнонаучная грамотность -это способность  осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
  4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. 
  5. Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
  6. Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...